Кронид Григорьевич Ческидов

Оригинал взят у sazikov в Кронид Григорьевич Ческидов

Кронид Григорьевич Ческидов родился в 1916 г. в г. Усть-Каменогорске Восточно-Казахстанской области. В 1932–1936 гг. обучался в Омском Художественно-педагогическом техникуме. В 1939–1943 гг. продолжил обучение на Художественном факультете Всесоюзного Государственного института Кинематографии. Вскорости после начала войны, в конце 1941 г., ВГИК был эвакуирован в столицу Казахстана Алма-Ату, город расположенный в тысячи километров от родины Кронида Григорьевича.


В 1943–1945 гг. Кронид Григорьевич работал художником на съемках кинофильма «Песни Абая», режиссера Григория Рошаля. Художником-постановщиком картины был Кулахмет Ходжиков. Действие этой экранизации романа Мухтара Ауэзова о казахском писателе XIX века Абае Кунанбаеве разворачивается в казахской степи, где свирепствуют жестокие родовые законы, их жертвами становятся юная Ажар и ее возлюбленный поэт Айдар. Потрясенный смертью своего ученика, Абай обращается со страстной речью к обманутому народу: «Как ветер, летит время, как волны, гонит поколения. Куда? К великому берегу счастья. Казахи, друзья мои, разве не вы сквозь вечное горе стремились к нему? Верьте, идите с нами вместе к счастью. Откройте глаза…».

В период 1953–1960 гг. Ческидов работал на ВСХВ в качестве главного художника павильона «Дальний Восток». Этот павильон был построен по проекту архитекторов И.А. Француза, А.Ф. Жукова и С.Б. Знаменского еще в 1939 г., к открытию выставки.

Когда Кронид Григорьевич приступил к работе над павильоном, ВСХВ претерпевала серьезные изменения, перед выставкой была поставлена цель отразить развитие сельского хозяйства страны в послевоенный период. Потребовалось кардинальное преобразование генерального плана и застройки ВСХВ. В связи с этим павильон «Дальний Восток» был существенно перестроен и работе главного художника павильона отводилась здесь не последняя роль. В частности, было обновлено живописное панно на боковом фасаде павильона и изменена планировка внутренних помещений.

В 1959 выставка была подвергнута очередной перестройке, на этот раз связанной с ее преобразованием в ВДНХ, объединившей сельскохозяйтвенную, промышленную и строительную выставки. К.Г. Ческидов был назначен главным художником Производственно-оформительского Комбината ВДНХ.

В 1960 г. Москва достигла границ Московской кольцевой автодороги. Более чем в два раза увеличилась площадь столицы, заметно выросло и число жителей. 1960-е годы стали временем разработки нового генерального плана развития Москвы и тесно связанного с ним генерального плана художественно-рекламного оформления города, принципиально изменившего подход к праздничному оформлению столицы. Уже тогда, в начале 60-х, события, происходящие в жизни города, потребовали перемен в организации праздничного оформления.

Как следствие, в том же 1960 году происходит укрупнение городского треста внешнего оформления и рекламы «Мосгороформление» до размеров и статуса Управления городского оформления и рекламы Мосгорисполкома. Уставом Управления в его обязанности вменялась «организация работ по внешнему оформлению города, пропаганде партийных и правительственных решений художественно-декоративными средствами, организация производства рекламных устройств, контроль состояния в городе рекламы, вывесок, стендов и оформления витрин».

Управление имело в подчинении хозрасчетные предприятия: фабрики «Газосвет» и рекламно-издательскую, комбинаты художественно-оформительских работ, живописных работ и по эксплуатации и ремонту рекламы, а также спецавтобазу. В связи со столь масштабными преобразованиями Управлению понадобился новый главный художник, человек с опытом руководящей работы над большими творческими коллективами. В период 1960–1962 гг. должность главного художника Управления занимал Кронид Григорьевич Ческидов.

В это время меняется подход к проектированию и изготовлению элементов праздничного оформления города, объемно-пространственные конструкции на московских улицах и площадях принимают подчеркнуто монументальный характер. Комплексность, упрощенность формы, локальность цвета, плоскостность и плакатность, символичность образного обобщения — всё это становилось отличительными чертами новой стилистики оформления столицы.

Прекрасно справившись с тем комплексом непростых задач, которые непременно возникают перед руководителями вновь образованных крупных художественно-производственных предприятий, Кронид Григорьевич пошел на повышение — в 1962 г. был назначен главным художником-заместителем начальника Управления вешнего благоустройства оформления и озеленения ГлавАПУ г. Москвы, фактически Ческидов стал главным художником Москвы по праздничному и рекламному оформлению.

Эта должность возникла во многом стараниями Михаила Филипповича Ладура, художника-оформителя и режиссера массовых празднеств, литератора и критика, публициста и энергичного организатора. До войны Ладур руководил художественным оформлением спортивных парадов на Красной площади и стадионе «Динамо». В послевоенный период вновь вернулся к этой работе и параллельно с 1947 г. возглавлял работы по праздничному оформлению столицы.

Вот как Михаил Филиппович определял, каким должно быть главному художнику города: «авторитетный, энергичный, широко эрудированный и, главное, самозабвенно влюбленный в свою благородную миссию. Художник, которому доверяют и председатель исполкома и рекомендовавший его на эту должность Союз художников СССР». Именно таким человеком и был Кронид Григорьевич Ческидов, занимавший должность главного художника по праздничному оформлению Москвы вплоть до 1974 г.

Это время пришлось на череду великих советских юбилеев, сменявших друг друга со скоростью калейдоскопа — 50-летие Октябрьской революции, 50-летие ВЛКСМ, 100-летие Ленина, 50-летие основания СССР… Оформление этих праздников, теперь уже наверное навсегда, останется самым грандиозным за всю историю Москвы. И всем этим руководил Кронид Григорьевич.

Колоссальный опыт, накопленный Ческидовым в процессе этой и всей предыдущей работы, выплеснулся на страницы двух фундаментальных альбомов-монографий по праздничному оформлению города, которые сегодня с полным правом можно назвать брэнд-буком советской эпохи. Это был альбом «Праздничное оформление города», 1967 — в работе над которым помимо Ческидова принимал участие целый коллектив Главного архитектурно-планировочного управления Москвы и отпечатанный в ГДР красочный фотоальбом «Боевое оружие партии», 1977 — в котором наглядно рассказано о роли плакатного искусства и других средств агитации в деле строительства коммунизма.

В 1974 г. Ческидов переходит в недавно основанное издательство ЦК КПСС «Плакат», вновь на должность главного художника, где проработал до 1978 г. Авторитет Кронида Григорьевича был столь велик, что именно его просили рекомендовать кандидатуру на освободившуюся должность в Управлении вешнего благоустройства оформления и озеленения. Так главным художником Москвы по праздничному оформлению стал Анатолий Пантелеевич Малков.

В 1978 г. Ческидову доверяют еще более сложную задачу — возглавить, вновь в качестве главного художника, Управление пропаганды Оргкомитета «Олимпиада-80». Блестяще справившись и с этой миссией, по ее завершении в 1980 г. Кронид Григорьевич Ческидов вышел на пенсию в качестве персонального пенсионера республиканского значения. Подробнейший рассказ о роли художников и дизайнеров в подготовке Олимпиады-80 был опубликован на страницах официального издания Оргкомитета игр — «Игры XXII Олимпиады».

В 1983 г. в Московском Доме архитектора состоялась персональная выставка живописных работ заслуженного работника культуры РСФСР К.Г. Ческидова. В живописи, как и в праздничном оформлении Кронид Григорьевич придерживался изобразительного языка реализма, который понимал как единство идейной задачи и ее художественно-образного выражения.

Позднее, уже в 1984 г., в издательстве «Советский художник» вышла книга-альбом Кронида Григорьевича «Художник и олимпийская Москва». Здесь подробнейшим образом рассказано о работе дизайнеров, оформителей, живописцев, скульпторов, плакатистов и прикладников в создании той особой атмосферы праздничности, которой отличалась московская Олимпиада.

Книги Ческидова были и остаются основополагающими в изучении художественного феномена эпохи — советского монументально-декоративного искусства оформления праздников. В них впервые обобщен значительный опыт многолетней работы над праздничным оформлением города, таких значительных организаций, как ГлавАПУ г. Москвы, «Мосгороформление», ВДНХ, проанализированы его положительные и отрицательные стороны и, главное, выработаны рекомендации по применению этого опыта на практике. Эти книги являются редким примером глубокой исследовательской работы художника-практика, знающего предмет своих исследований, что называется изнутри.

http://durasik.livejournal.com/1260451.html

This entry was posted in Uncategorized and tagged , , , , , , . Bookmark the permalink.

One Response to Кронид Григорьевич Ческидов

  1. Здравствуйте. Я автор этой статьи. Не могли бы Вы удалить ее? Планирую отправить ее для публикации в журнале, редакция требует, чтобы присылаемые тексты нигде ранее не публиковались.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *